«Дом был в ужасном состоянии, мы его полностью перестраивали. Но мне не жаль потраченных усилий. Он расположен буквально в двух шагах от большого торгового центра и станции метро, что очень удобно. При этом у нас есть внутренний дворик, и после напряженного тяжелого дня, после гудящего шумного Стамбула, мы как будто оказываемся в деревне».
Дом Халиде похож на наряд восточной женщины. Сверху – простые, даже
немного скучные серые фасады, как скромная паранджа. Но под невзрачной
оболочкой скрывается яркий и сложный микс цветов, культур и эпох.
«Обожаю сочетать цвета, которые далеки друг от друга. Например, белый и черный – это мои любимые. Еще мне нравится объединять предметы разных культур. Эту статуэтку монахини я купила в Дубае, а на полу вы видите традиционный мусульманский узор. Такими украшают изразцы, которые производят в турецком городе Изник».
Гостиную от прихожей отделяют легкие стеклянные полотна. Халиде не
нравятся плотно закрытые двери, поэтому все помещения первого этажа плавно
перетекают друг в друга. Мраморные полы и огромные окна создают иллюзию, что
комнаты являются продолжением внутреннего дворика.
«Чтобы усилить этот эффект, я поставила в гостиной типичную садовую скульптуру. Она из самого обычного бетона, я ее купила в Стамбуле у моего приятеля. Получилось интересно».
В доме Халиде нет ни одной случайной вещи – у каждой своя
история. Большая часть предметов мебели – как этот парадный диван с большими
подушками или пуфы с тонким ярким кантом – сделаны по эскизам хозяйки дома.
Кресла ручной работы купила ее мама, когда сама Халиде была
совсем маленькой. Они отлично сохранились – Халиде только сменила обивку на
яркую узбекскую ткань с этническим рисунком. В этих креслах очень удобно сидеть
возле камина.
«Когда мы начали строить камин, я приняла решение зашить часть стены, потому что мне очень хотелось спрятать дымоходную трубу, которая никак не вписывалась в интерьер. Благодаря тому, что стена стала толще, я разместила здесь очень удобные места хранения».
Шкафы сочного зеленого цвета эффектно смотрятся на фоне
белых стен и перекликаются с теплым желтым цветом кухни.
Обеденный уголок хорошо виден из гостиной. Часть потолка
здесь выкрашена в лимонный цвет в тон мягкому угловому дивану, который
расположился возле высоких окон. Вся остальная мебель на кухне белая.
Пол тоже светлый, с вкраплением цветных плиток. Узор на них перекликается с рисунком кованого металлического подстолья. Завитки, изгибы, цветочные орнаменты – все это очень нравится Дидим.
«Я люблю округлые формы, плавно перетекающие друг в друга и сочетающиеся между собой. Посмотрите, как красиво изогнуты железные стебли на этой люстре! Поэтому и столы у меня с прозрачной столешницей – как на кухне, так и в этой зоне. Мне хотелось открыть узор, который образуют эти витиеватые старинные ножки».
У окна, расположенного напротив столовой группы, Халиде
организовала традиционный турецкий уголок. Здесь и старинное зеркало в тяжелой
узорчатой раме, и резной стол ручной работы, покрытый сусальным золотом.
Основание для стоящей по соседству лампы Халиде купила в
антикварной лавке, а плафон сделала сама из мелкой сетки, соорудив из нее
рисунок в виде закрученных спиралей.
«Чтобы комната не превратилась в музейный зал, я поместила сюда и современную мебель. Эту фантазийную лампу мне подарил очень уважаемый мной турецкий художник – Измаил Аджар».
Рядом – набор из трех журнальных столиков из композитных
материалов и железа. А дополнение ко всему – прекрасный и удобный телевизионный
диван.
Кстати, сам телевизор не вяжется с дизайном всего
интерьера. Поэтому Халиде замаскировала его раздвижной панелью с картиной
в латиноамериканском стиле. Танцующие человечки очень уместны среди огромного
количества музыкальных дисков.
Если под музыкальные диски отведен один стеллаж, то для книг выделили
целую комнату. Библиотека – любимое место хозяев дома: здесь они и
работают, и отдыхают. Открытые шкафы от пола до потолка закрывают все стены и
снабжены специальными штангами, к которым можно крепить переносную
лестницу.
Возле удобной оттоманки расположился асимметричный журнальный столик,
собранный из разных пород дерева. Нарочито грубая книжная полка из
металлического швеллера соседствует с парадным письменным столом ярко-красного
цвета.
Изящная лестница ведет на второй этаж, где расположена спальня и
ванная. Перила из металла и дерева Халиде спроектировала сама.
Интерьер спальни выдержан в классическом западном стиле –
восточного колорита добавляет только подсвечник из латуни, разместившийся возле
низких антикварных кресел. Черное покрывало на кровати перекликается с черной
же рулонной шторой на окне – она нужна для того, чтобы яркое южное солнце не
будило хозяйку по утрам. А с двух сторон от кровати стоят небольшие книжные
шкафчики.
«Посмотрев нашу библиотеку вы, конечно, поняли, что мы любим читать. В этом доме читают везде, в том числе и в спальне. Поэтому прикроватные тумбы я решила дополнить полками, чтобы было, где хранить книги, а не только поставить часы или стакан с водой. И обратите внимание на лампы – это не просто ночники, это именно лампы для чтения».
Основной декораторский прием в спальне – ее величество полоска:
полосатые обои, полосатые портьеры, даже зеркала – и те в полоску.
«Я не люблю сплошные полотна – предпочитаю зеркала вот с такими срезами. В них преломляется свет, и мне это очень нравится! К тому же спальня небольшая по размеру, а зеркала позволяют визуально расширить пространство».
Зеркалами декорирована и примыкающая к спальне ванная. Пол и часть
стен в этом помещении отделаны светло-серым мрамором. Душевая кабина в раме из
черного металла напоминает большое французское окно.
На полу возле ванны – оригинальный пуф: металлическая
корзина, в которую вставлена подушка с модным принтом. Собственно
украшений совсем немного: женский портрет в деревянной раме, кованая люстра с
хрустальными подвесками, старинное дверное кольцо вместо держателя для
полотенец и черный металлический завиток на стене, который на самом деле
представляет собой радиатор.
«Классические батареи я не люблю. Они хороши, когда скрыты под подоконниками и за шторами. Но в ванной комнате радиатор на виду, поэтому он должен стать элементом декора. Этот – мое личное изобретение. Угольно-черный, завернутый в спираль, он не только греет, но и украшает».
Дом, декорированный с такой любовью, все чаще стоит пустым. Модный
дизайнер Халиде Дедим много работает и ездит по миру – придумывает интерьеры
отелей, офисов, вилл и квартир. Но этот особняк в тихом районе Стамбула все
равно остается самым дорогим для нее проектом.
«Я думаю, не будет слишком уж большим преувеличением сказать, что мой дом – это я. Во всяком случае, в нем нашли отражение и мое искусство как декоратора, и мой внутренний мир как человека».